01 марта — Прощеное воскресенье

В последнее воскресенье перед Великим Постом православные вспоминают историю своего предка Адама, изгнанного из Рая за ослушание. Страшную для праотца трагедию смягчила Земля. Именно она согласилась приютить ослушника, чтобы, во-первых, исполнить Заповедь Всевышнего, во-вторых, помочь Адаму вырастить детей и постичь всю глубину трагедии изгнания. А трагедия заключается в том, что Рай, в котором жил праотец, стал недоступен простым смертным. Отныне после изгнания все радости человечества стали призрачными и преходящими, а Царство небесное с его истинными радостями и настоящими чувствами стало недоступным: истинная полнота всего, считают верующие, заключена только в Боге, от которого человечество теперь далеко. Чем длиннее история людского рода, чем дальше бы отделялся человек от Бога, тем страшнее были бы его страдания. Но на помощь пришел Христос, позволивший снова познать Рай. Сегодня считается, что только православные, соблюдающие церковные устои, искренне понимающие и принимающие формулу «Христос Воскресе» могут приблизиться к вратам райским. Однако для того чтобы постигнуть радость, следует долго поститься и очищать свою душу. Именно для этого (а не для похудения, как считают некоторые) и нужен Великий Пост, началом которого является Прощенное Воскресение. Так вкратце можно пересказать историю великого христианского праздника, которая восходит к началу христианства.

Пост – это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой через размышление и покаяние. Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает простить друг друга, особенно же простить наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы не всегда хотим произносить. Для чего же это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог». Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия.